Упражнение № 5   Прочитайте выразительно отрывки из сказки «Гуси-лебеди» и сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

   1

Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди улетели?

— Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.

— У моего батюшки и сливочки не едятся.

<…>

— Речка, матушка, спрячь меня!

— Поешь моего простого киселька. Девочка поела и спасибо сказала. Речка укрыла её под кисельным бережком.

   2

«Дурачина ты, простофиля!

Выпросил, дурачина, корыто!

В корыте много ль корысти?

Воротись, дурачина, ты к рыбке;

Поклонись ей, выпроси уж избу».

• Кто с кем разговаривает? Скажите, при каких обстоятельствах происходит разговор героев сказок.

• Сравните, как в сказке «Гуси-лебеди» девочка обращается с просьбой в первый и во второй раз. Как по речи понять, какая девочка? Какие слова показывают нам, что речь девочки стала вежливой?

• Кому принадлежат слова из второго отрывка? Что говорит о герое сказки его речь?

Ответ:

   В отрывке из сказки «Гуси-лебеди» девочка разговаривает с речкой, в отрывке из сказки А. С. Пушкина старуха разговаривает со стариком.

   В первый раз девочка не просит, а требует, во второй раз она уважительно разговаривает с речкой.  Сначала девочка в сказке «Гуси-лебеди» заносчивая, горделивая, затем после испытаний она становится кроткой, уважительной.  Это можно понять из обращения:  речка, матушка, из того, что она сказала спасибо.

   Слова из второго отрывка принадлежат старухе.  Её речь показывается, что старуха гордая, надменная, корыстолюбивая.

Обратите внимание! Речь человека должна быть вежливой, уважительной.